Лада 2106 1.6 White Wolf™ (TAZ) › Бортжурнал › Бесконтактная система зажигания. Установка на автомобили ВАЗ 01-07
Бесконтактная система зажигания является конструктивным продолжением контактно-транзисторной системы зажигания. В данной системе зажигания контактный прерыватель заменен бесконтактным датчиком. Бесконтактная система зажигания стандартно устанавливается на ряде моделей отечественных автомобилей, а также может устанавливаться самостоятельно вместо контактной системы зажигания.
Применение бесконтактной системы зажигания позволяет повысить мощность двигателя, снизить расход топлива и выбросы вредных веществ за счет более высокого напряжения разряда (30000В) и соответственно более качественного сгорания топливно-воздушной смеси.
Бесконтактная система зажигания имеет следующее устройство:
— источник питания;
— выключатель зажигания;
— датчик импульсов;
— транзисторный коммутатор;
— катушка зажигания;
— распределитель;
— центробежный регулятор опережения зажигания;
— вакуумный регулятор опережения зажигания;
— провода высокого напряжения;
— свечи зажигания.
Схема бесконтактной системы зажигания
В целом устройство бесконтактной системы зажигания аналогично контактной системе зажигания, за исключением следующих устройств: датчика импульсов и транзисторного коммутатора.
Датчик импульсов предназначен для создания электрических импульсов низкого напряжения. Различают датчики импульсов следующих типов:
— датчик Холла;
— индуктивный датчик;
— оптический датчик.
Наибольшее применение в бесконтактной системе зажигания нашел датчик импульсов использующий эффект Холла (возникновение поперечного напряжения в пластине проводника с током под действием магнитного поля). Датчик Холла состоит из постоянного магнита, полупроводниковой пластины с микросхемой и стального экрана с прорезями (обтюратора).
Прорезь в стальном экране пропускает магнитное поле и в полупроводниковой пластине возникает напряжение. Стальной экран не пропускает магнитное поле, и напряжение на полупроводниковой пластине не возникает. Чередование прорезей в стальном экране создает импульсы низкого напряжения.
Датчик импульсов конструктивно объединен с распределителем и образуют одно устройство – датчик-распределитель. Датчик-распределитель внешне подобен прерывателю-распределителю и имеет аналогичный привод от коленчатого вала двигателя.
Транзисторный коммутатор служит для прерывания тока в цепи первичной обмотки катушки зажигания в соответствии с сигналами датчика импульсов. Прерывание тока осуществляется за счет отпирания и запирания выходного транзистора.
Принцип работы бесконтактной системы зажигания
При вращении коленчатого вала двигателя датчик-распределитель формирует импульсы напряжения и передает их на транзисторный коммутатор. Коммутатор создает импульсы тока в цепи первичной обмотки катушки зажигания. В момент прерывания тока индуцируется ток высокого напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания. Ток высокого напряжения подается на центральный контакт распределителя. В соответствии с порядком работы цилиндров двигателя ток высокого напряжения подается по проводам высокого напряжения на свечи зажигания. Свечи зажигания осуществляют воспламенение топливно-воздушной смеси.
При увеличении оборотов коленчатого вала регулирование угла опережения зажигания осуществляется центробежным регулятором опережения зажигания.
При изменении нагрузки на двигатель регулирование угла опережения зажигания производит вакуумный регулятор опережения зажигания.
Подготовка и установка:
Готовимся к установке – дрель, сверло и пара саморезов ( для катушки в моторном отсеке предусмотрены стандартное место крепежа, а вот коммутатор придется крепить самостоятельно), рожковый ключ на 13, накиданные или торцовые ключи на 8 и 10. Для того, чтобы поставить двигатель на метку «ВМТ» понадобиться ключ на 38.
Источник
Как я уже писал, поездка в Беларусь осенью 2011 года подтолкнула меня к немедленному переходу с контактной системы зажигания (КСЗ) на бесконтактную (БСЗ).
Опыт вот уже почти двух лет эксплуатации БСЗ показал, что это решение сэкономило немало времени и нервов, и теперь я с уверенностью могу порекомендовать электронное зажигание каждому владельцу карбюраторных «Жигулей». С ноября 2011 до августа 2013 (78 000 км пробега) данная система потребовала лишь 4 замены:
— крышка трамблера (рассыпалась пружинка центрального контакта);
— бегунок трамблера (вышел из строя спустя полтора года эксплуатации);
— проводка коммутатора (как ни странно, уже два раза по причине излома жил: видимо, сказываются условия эксплуатации автомобиля).
Регулировка зажигания требовалась только при крупных ТО и ремонтах. Краткий ликбез: основным недостатком КСЗ является наличие в трамблере контактной группы, зазор в которой приходилось регулировать не реже раза в квартал при обязательной ежегодной замене самой группы. О том, какое количество времени проблемы с контактами отняли бы, скажем, в Магаданском путешествии, не хочется даже и думать.
Несколько слов о покупке БСЗ. Самым простым и правильным решением будет покупка комплекта в сборе. В настоящий момент магазины предлагают на выбор двух основных производителей: МЗАТЭ (АТЭ-2, г. Москва) и СОАТЭ (г. Старый Оскол). Скажу честно, я не слышал отрицательных отзывов о СОАТЭ, но, поскольку сам эксплуатирую московскую систему, всем рекомендую именно МЗАТЭ, хоть она и чуть дороже.
Установка системы не представляет особых трудностей: схема подключения будет понятна даже человеку, для которого электрика представляет из себя черный ящик.
Однако стоит обратить внимание на пару моментов: катушка БСЗ отличается от катушки КСЗ, поэтому будьте внимательны при подключении проводки коммутатора к ее контактам. Наконец, вам предстоит выбрать место установки коммутатора в подкапотном пространстве. Лично я не советую вешать его рядом с катушкой, если отсутствует нижняя грязевая защита моторного отсека, несмотря на уже готовый крепеж. Мой выбор места обусловлен сухостью и удаленностью от нагретых деталей. Не забудьте очистить место установки от грязи: коммутатор должен иметь возможность свободно отдавать тепло.
Замена катушки и трамблера с установкой коммутатора — это минимум необходимых действий, чтобы машина завелась при переходе на БСЗ. Но кроме этого, для хорошей работы двигателя необходимо поменять и свечи: при контактной системе зажигания рекомендуемый зазор свечи составляет 0,5-0,6 мм, а при бесконтактной на карбюраторном моторе — уже 0,7-0,8 мм. Для БСЗ я рекомендую свечи Bosch Platinum WR7DP. Кто-то говорит, что платиновые электроды — это не для нашего бензина, однако сейчас использую уже второй комплект, при этом первый отходил 50 000 км (!) и был заменен только в связи с этой пугающей цифрой. Кроме того, строго положительно оцениваю свечи NGK BPR6ES.
Если же вы являетесь приверженцем комплексного подхода, то советую обновить и высоковольтные провода. Мне уже 70 000 км служат изделия фирмы Bautler диаметром 9,8 мм: пусть такие провода стоят в среднем вдвое дороже обычных годных проводов, уверен, о такой покупке вы точно не пожалеете.
Отмечу, что вскоре после установки было принято решение усовершенствовать БСЗ коммутатором Пульсар М-09, который позволяет регулировать угол опережения зажигания (УОЗ) прямо из салона без вращения трамблера. Кроме того, такой коммутатор позволит спокойно добраться до места ремонта при гипотетическом выходе из строя датчика Холла, который, собственно, выполняет функцию, аналогичную функции контактной группы трамблера КСЗ. Таким образом, обращаю внимание на то, что распределители зажигания БСЗ и КСЗ также невзаимозаменяемы. Более того, бесконтактные трамблеры для блоков цилиндров 2101 и 2103 тоже разные: будьте внимательны при покупке комплекта и запасного распределителя.
Штатный коммутатор в качестве запасного остался на своем месте.
Вы всё еще не хотите расставаться с контактным зажиганием? Что ж, контактная группа напомнит вам о себе на трассе потерей тяги и/или выстрелами в глушитель. А однажды из-за нее я просто не завелся с утра, хотя вечером всё было в порядке… Важно еще и то, что установка БСЗ принесла мне ровный и стабильный холостой ход, которого до этого не было.
В заключение немного о регулировке зажигания. Время показало, что с точки зрения комфортной работы двигателя и экономии топлива самой точной является регулировка на слух: на скорости 50-60 км/ч при переключении с третьей передачи на четвертую резкое нажатие на акселератор должно вызывать кратковременную детонацию (3-4 «звоночка» в течение 1-2 секунд) без потери тяги. Стробоскоп же полезен в случаях серьезного ремонта (например, замена цепи или прокладки ГБЦ) для первичной установки УОЗ.
Источник
RedPower07 › Блог › Установка бесконтактного электронного зажигания на автомобили Ваз 2101-2107, или просто Классика
2. Свечи :
Комплект свечей типа А17ДВР или другой отечественный или зарубежный аналог
3. Катушка зажигания :
Катушка зажигания типа 27.3705 с разомкнутым магнитопроводом.
4. Датчик-распределитель зажигания :
Бесконтактный трамблер с маркировкой 38.3706. Под видом классического, продают трамблер от Нивы. У него маркировка 3810.3706. Внешне он точно такой же, но отличается другими характеристиками центробежного регулятора и другим вакуумником. Покупать такой настойчиво не рекомендуется!
6. Высоковольтные провода :
Из недорогих я рекомендую силиконовые провода TESLA или ЦЕЗАРЬ.
+Если у вас хорошие провода и свечи то их можно не менять +
+ Из инструмента вам понадобится +
1. Свечной ключ
2. Ключи на 8, 10, 12, 13
3. Щуп на 0,7-0,8 мм.
4. Дрель
5. Стробоскоп
1.Меняем свечи на новые, предварительно установив зазор 0,7-0,8 мм.
2.Устанавливаем коммутатор. Наиболее удачное место установки коммутатора на классике, на мой взгляд, показан на картинке.
Для этого сверлим 2 дырки и прикручиваем коммутатор к брызговику аварийным коммутатором вверх. Радиатор коммутатора должен, как можно больше по площади соприкасаться с кузовом, для лучшей теплоотдачи. Коммутатор так же можно прикрутить с помощью саморезов.
3. Снимаем крышку трамблёра и поворачиваем коленвал до тех пор пока бегунок не будет повёрнут в сторону 1-го цилиндра на трамблёре, а метка на шкиве коленчатого вала и средняя метка на крышке механизма газораспределения примерно совпадут. Ключом на 13 отворачиваем старый трамблёр и вынимаем его. Берём новый трамблёр, снимаем с него крышку и, поворачивая шток вращаем его до тех пор пока бегунок не будет повёрнут в сторону 1-го цилиндра, как на старом трамблёре. Вставляем новый трамблер и слегка наживляем гайку на 13. После этого у вас должно быть примерно так, как показано на рисунках.Далее, поворачивая трамблер вокруг своей оси распологаем его так, чтобы центр датчика Холла совпадал с краем начала выреза окна в экране. на картинках показан датчик Холла, а не так, как его надо располагать!)После того как вы установите трамблёр так, чтобы центр датчика Холла совпадал с краем начала выреза окна в экране, можете затягивать гайку крепления трамблёра.
4. Меняем катушку зажигания
Для этого отворачиваем сначала старую катушку, не отворачивая от её клемм провода, приворачиваем новую катушку, берём жгут проводов подсоединяем разъёмы к коммутатору и распределителю зажигания. Чёрный провод присоединяем к массе (эта клемма должна иметь очень хороший контакт с кузовом), красный провод подсоединяем к клемме «К» на новой катушке зажигания, так же к этой клемме подсоединяем коричневый провод от тахометра, снятый со старой катушки зажигания. К клемме «Б» на новой катушке зажигания присоединяем синий провод и «голубой с чёрным», снятый с клеммы «Б» старой катушки зажигания. Следует отметить, что клеммы «К» и «Б» расположены несимметрично на классической катушке и катушке типа 27.3705.
5. Одеваем крышку трамблёра и высоковольтные провода.
Если кто то что то не понял есть ссылка на видео :
Источник